Фракция щебня под асфальт

Щебень получают из крупных обломков горных пород при их добыче. Фрагменты измельчают в барабанных установках непосредственно в карьере или на заводе переработки, затем отсеивают и сортируют на фракции. Это одна из основных характеристик, которую учитывают при выборе крупного наполнителя для бетона и выполнения других строительных работ.

Определение

Фракция щебня – это размер основного объёма камней в партии насыпи. Допускается наличие примесей дополнительных элементов мелких размеров, но в пределах, установленных для марки щебня по прочности (от 5 до 15%).

При добыче твердых горных пород образуются множество обломков разной формы и размера. Их сортируют по фракциям как есть или отправляют на грохочение – измельчение некондиционных частей до определенных размеров.

Щебень получают из горных пород с разными характеристиками, что определяет применение этого материала в строительстве и благоустройстве.

Какие бывают фракции щебня

Сортировку на фракции осуществляют двумя способами:

  • По классификации, приведенной в ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительства».
  • По условным параметрам, определяемым требованиями ТУ для изготовления специальных бетонных смесей и другого применения.

Фракции щебня по ГОСТ 8267-93 с соответствующей плотностью представлены в таблице:

Размер зерен, мм Насыпная плотность
2-5 1,36
5-10 1,36
5-20 1,40
10-15 1,36
20-40 1,37
40-70 1,39

Объемный вес щебня по фракциям в таблице приведен для гранитного камня, насыпная плотность для других пород будет незначительно отличаться. Причем, чем выше плотность камней, тем больше удельный вес материала.

Разделение видов щебня по фракциям не случайно: для разных целей выбирают материал с определенной крупностью, т. к. от нее, в частности, зависят характеристики прочности самих камней и надежности готовой конструкции.

Рассмотрим применение щебня на примере камней из разных пород.

Гранитный

Это самый прочный вид щебня. Его производят в разных фракциях:

  • 0…5 мм – гранитный отсев, используемый в отделке, а также в благоустройстве: присыпка дорожек, спортивных и детских площадок;
  • 5…20 мм – наиболее востребованная фракция, такой материал применяют для производства прочных конструкций и дорожных покрытий;
  • 20…40 мм – фракция щебня для бетона, предназначенного для заливки фундаментов, строительства ответственных объектов специального назначения, обустройства трамвайных и железнодорожных путей;
  • 40…70 мм – крупный щебень, используемый для монтажа массивных фундаментов под тяжелые здания, дорожных коммуникаций, тоннелей;
  • Отдельная фракция щебня из гранита – 70 мм и более, применяется преимущественно в ландшафтном дизайне и декоративной отделке.
Читайте также:  Система хранения в ванной комнате фото

Несмотря на хорошие эксплуатационные характеристики, щебень из гранита используют преимущественно на объектах повышенной ответственности и масштабности ввиду высокой стоимости материала.

Гравий

Гравийный щебень – это универсальный сыпучий материал для строительства. Его получают методом измельчения скальной породы. Он обладает низкой стоимостью, оптимальными техническими характеристиками, незначительно уступающими граниту, поэтому почил широкое распространение.

  • 3…20 – щебень мелкой фракции, используемый преимущественно в дорожном строительстве для приготовления асфальтобетона и засыпки верхнего слоя гравийки. Может быть использован при изготовлении железобетонных конструкций.
  • 20…40 мм оптимален для дорожных работ и обустройства насыпных площадок под транспорт, эта фракция щебня подходит для дренажа почв на твердых грунтах и для обустройства подушки под фундамент.
  • 40…70 мм – востребованная фракция щебня для обустройства дренажа, изготовления железобетонных конструкций, ландшафтного дизайна.

Какая фракция щебня нужна для фундамента?

Для этой цели используют преимущественно крупный наполнитель с крупностью зерен 20…40 мм, но при необходимости ее увеличивают. Самый распространенный материал для этого – именно гравий, обладающий достаточной прочностью и оптимальной стоимостью.

Шлаковый щебень – это продукт металлургического производства. Щебень такого типа обладает высокой огнеупорной способностью и прочностью, но низкой морозостойкостью. Применяется в строительстве:

  • 5…20 мм – создание асфальтобетона, бетона строительного общего назначения, изготовления конструкций, предназначенных для службы в условиях высокой температуры;
  • 20…40 мм – изготовление железобетонных конструкций, стяжек, укрепление оснований под фундамент и придорожных зон;
  • 40…70 мм – создание фундаментов, их облицовка, ландшафтный дизайн.

Известняк

Еще один тип щебня – известняковый. Его низкая прочность ограничивает области применения. Фракции 5…20, 20…40 мм применяются в дорожном строительстве и при изготовлении ж/б конструкций с невысокой несущей способностью. Применение кальциевого щебня оптимально для заполнения бетонов низких марок – М150…М200.

Более крупные фракции свыше 40 мм активно используются в ландшафтном дизайне: камни благодаря примесям могут переливаться розовым, голубы, желтым, красно-коричневым и сероватым оттенками.

Существуют и другие разновидности щебня, но приведенные выше являются наиболее востребованными и известными. Их применение может быть скорректировано узкими потребностями объекта и техническими условиями строительства.

Читайте также:  Краны шаровые 100 мм цена

Если говорить о дорогах, по которым ездят автомобили, в том числе и многотонники, а не о пешеходных дорожках, то технология подготовки перед укладкой асфальта гораздо сложнее. Если плодородный слой земли уже снят и уже утрамбована песчаная подушка, то следующим этапом будет настил из щебня. щебень потребуется разных фракций. Общий слой должен составлять 25-35 см. Первый слой щебня должен быть из фракции 40-70 мм. Он будет служить и в качестве дренажа от грунтовы вод. Он будет составлять около 20 см. Следующий слой из фракции 20-40 мм толщиной 5-10 см. Этот более мелкий щебень при укатывании дороги обеспечит равномерное распределение нагрузки. Многие строители ложат еще и третий слой из фракции 5-20 мм до 5 см толщиной. Теперь можно стелить асфальт.

Толщина подушки из щебня и асфальтового слоя зависит от предполагаемой нагрузки на дорожное полотно. Если асфальтированная дорожка для пешеходов, велосипедистов, то достаточно и толщины слоя из щебня (средней фракции) в 15 сантиметров, на который укладывается только один слой асфальта.

Если автомобильная дорога, на которой движение интенсивное, то толщина щебня —

35 сантиметров, подушка должна быть слоистой, готовят из щебня разных фракций, сначала засыпают крупный, уплотняют его, затем средний, с последующей утрамбовкой.

Если асфальт дворовой или тротуарный, то вполне достаточно 15-20 см. Если асфальт на дороге то нужно 25-35 см и конечно же, в обоих случаях под щебень просыпают песок 4-5 см, а щебень насыпанный сверху хорошо трамбуют виброкатками (иногда проливают водой).

Щебень используемый для подушки имеет фракцию 20-40 мм, но возможно поделить слой и под низ положить крупнее, сверху выровняв меньшим.

Чтобы дорожное покрытие было достаточно прочным нужно соблюдать все технологичные моменты укладки.

Один из важных моментов — укладка щебеночного основания.

И тут важна не только толщина слоя щебня, в идеальном случае надо еще и сыпать щебень в разных фракциях.

Так для основания лучше всего взять щебень с фракцией 20-40 мм. Обычно 10-15 сантиметров этого слоя достаточно, для дороги с большей нагрузкой этот слой рекомендуется удвоить, а то и утроить в толщине. Далее нижний слой должен быть уложен крупным щебнем фракции 40-70 мм. У этого слоя есть своя функция. По сути он является дренажом воды. Далее слой щебня размером 20-40 мм — это позволяет распределять нагрузку равномерно. Затем уже слой с размерами 5-20 мм. Он так же выполняет роль распределения нагрузки и расклинцовки.

Читайте также:  Жизнь пенсионера в деревне

Помните, что каждый слой должен быть тщательно утрамбован — 5-6 раз пройтись катком оптимальный вариант.

Окончательно общий слой щебня должен получиться размером 25-35 сантиметров.

Изо всех материалов, применяемых при строительстве дорог, щебень является самым важным. Его стоимость составляет около 60% всех расходов на используемые в дорожном покрытии компоненты. От правильного выбора щебня зависит устойчивость полотна, его долговечность и сопротивляемость нагрузкам.

Типы щебня для производства дорог

Как правило, в этом материале выделяют следующие группы:

  • Известняковые щебни. К ним относятся те, которые получают из рыхлых горных или осадочных скальных пород. Часто встречаются доломит или известняк. Щебень фракциями от 5-20 до 0-70 укладывается в основании дорог.
  • Гранитные щебни. К ним относятся дробленые магматические и метаморфические минералы – диабаз, габбро, гранит. Применяются фракции 5-20 или 20-40.

Прочность известнякового материала меньше, чем аналогичных фракций гранитного. Но он способен без разрушения переносить до сотни циклов заморозка/оттаивание, не теряя прочности. Поэтому такой материал повсеместно используют для организации подушки автодороги. Щебень гранитных пород отличается высокой износостойкостью. Мелкофракционный гранит используется в верхних слоях покрытия.

При выборе материала нельзя забывать о показателях радиоактивности. Для дорожных работ используется щебень II группы (гранитный), с уровнем излучения от 370 до 740 Бк/кг.

Что такое кубовидный щебень

В отдельную группу часто выделяют «кубовидный щебень». Это материал с фракцией 5-20, в котором малое количество зерен с игловатой или лещадной формой. Его особенности:

  • более прочный, имеет низкую «трещиноватость»;
  • значительно повышает прочность асфальтобетонного материала;
  • позволяет уменьшить количество связующих материалов (битума);
  • имеет высокий коэффициент уплотняемости, близкий к единице. Это гарантирует морозоустойчивость и продлевает срок использования покрытия дороги без ремонта;
  • обеспечивает снижение трудозатрат при укладке до 70% (требует для полного уплотнения всего двух вместо 10 проходов катка, по сравнению с обычным щебнем).

Благодаря своим уникальным свойствам такой материал часто называют «щебнем будущего». Он все чаще используется при создании дорог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector